История школы

История Голубковской школы

29.04.2020

В 1860 году Министерство госимуществ обратилось к духовенству с предложением открыть в селах так называемые «безмездные» училища, в которых священники вели бы обучение без оплаты. В этом же году было открыто такое училище и в с. Голубковском. (По данным Шишонко В. Материалы для описания развития народного образования в Пермской губернии.)

К этому времени в селе проживало 1010 жителей, было 157 дворов, православная церковь и сельское училище. (Пермская губерния. Список населённых мест по сведениям 1869 года.) Эта школа должна была распространять элементарную грамотность низших слоёв населения, «воспитывать в детях страх божий, Преподавать им значение веры, вселять в их сердца любовь к святой церкви и преданность к царю и Отечеству». Школа была открыта приходским священником на средства прихода с пособием от сельских обществ.

Школа была двухклассная с четырехлетним обучением. Изучали следующие дисциплины:

-Закон божий (молитвы, священную историю, основные правила богослужения)

-чтение «гражданской и церковной печати»,

-письмо,

-история церкви и Отечества.

Обучение велось по книгам, изданным Синодом, учителей утверждал архиерей. Ученики должны были посещать церковную службу.

К началу 1874 – 75 учебного года в Ирбитском уезде открыто Голубковское училище 2 разряда для учеников обоего пола. На обучение поступило 70 мальчиков, 5 из которых выбыли из училища до конца учебного года. Отсутствие в училище девочек объяснялось тем, что девочек с раннего возраста обучали рукоделию, а в училища, где занятия по рукоделию не проводились, девочек отпускали неохотно. Средства на содержание училища в размере 352 рубля, были полностью выделены земством. В эту сумму не вошли затраты на покупку книг, учебных пособий и принадлежностей. Преподавание вели: священник Григорий Удинцев –законоучитель и Пётр Некрасов – учитель, окончивший курс Духовного училища.

Окончившие курс  в 1875 году так инее смогли получить свидетельства об окончании, т.к. экзамены не были проведены. Связано это с тем, что учитель, не имевший свидетельства на звание учителя, не имел права на проведение экзамена. Таким образом учащиеся, окончившие курс, лишались льготы по ст. 56 Устава о воинской повинности на сокращение срока действительной службы на 2 года.

26 октября 1917 года был принят Декрет РСФСР о ликвидации неграмотности, Декретом от 2 февраля 1918 года школа отделяется от церкви. «Преподавание религиозных вероучений во всех государственных, общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом». Согласно Декрету о ликвидации неграмотности все граждане от 8 до 50 лет были обязаны научиться читать и писать на родном или русском языке. В городах и сёлах создаются пункты ликвидации неграмотности.

В 1918 году началась перестройка народного образования. 30 сентября принято «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Вводилась единая трудовая школа с разделением  на 2 ступени для детей от 8 до 13 лет и от 13 до 17 лет. Обучение становилось бесплатным, провозглашалась необходимость политехнического образования. «Статья 12. Основой школьной жизни должен служить производственный труд… Он должен быть тесно связан с обучением». Однако условия Гражданской войны  и разрухи помешали решению поставленной задачи. В середине 20-х годов в Уральской губернии зарегистрировано 75% неграмотных.

Поэтому по 1920 год в Голубковском существовала церковно-приходская школа, три класса, работала одна учительница. Обучалось в ней 40 человек. В таком составе школа просуществовала до 1925 года, затем количество учащихся увеличивается, стало 4 класса.

В 1930году было введено всеобщее обязательное начальное образование, расширялось общее среднее образование, были увеличены денежные ассигнования на строительство, ремонт и оборудование школ, усилено обеспечение школьников учебниками, письменными принадлежностями, обувью, одеждой, питанием.

 

До 1932 года в селе была начальная школа, в ней обучалось около 80 учеников и работало 4 учителя. Директором был Черемных Михаил Иванович, затем Норицын Алексей Степанович. Учителем работал Маньков Александр Викторович. В 1937 году школа получила статус неполной средней школы. Весной был первый выпуск семилетки. В это время в школе уже было 137 учащихся, работало 7 учителей, директором была Белоусова Вера Аркадьевна, а завучем- Устинов Михаил Андреевич (до 1941 года), затем директором стала Емельянова Н.В.

 

В годы войны школа работала в жестком режиме. Не хватало учебников, тетрадей, ручек, чернил. Как и все граждане Советского Союза, Голубковские школьники собирали подарки бойцам Красной Армии, помогали семьям красноармейцев, заготавливали лексырьё для фронта. Вместе с колхозниками собирали деньги на постройку танковой колонны. 5 класс Черемных Михаила Ивановича собрал 94 рубля. Весной организовали сбор золы, куриного помёта для удобрения полей. Учителя дежурили у репродуктора и сообщали населению сводки совинформбюро.

На пришкольном участке сеяли зерновые (овёс, ячмень, пшеницу), садили картофель, капусту, лук, морковь для того, чтобы обеспечить горячими завтраками учащихся и учителей. Картофеля на семена не хватало, приходилось собирать очистки (верхушки картофелин), норма 240 кг. Силами учащихся и учителей заготавливали дрова в лесу. Старшие классы, а также 3-4 классы работали на заготовке долготья, норма 2 кубометра на человека.  1942 год. Протокол №14. «Необходимо заготовить дрова для учителей и для школы, т.к. колхозы снабжать дровами больше не будут. Вывозка дров будет производиться за счёт учителей. Нужно заготовить 195 кубометров для учителей и 500 для школы… Ответственный Черемных Михаил Иванович». На заготовку дров выезжали всем коллективом, кроме1 и2 классов.

В школу ребята ходили пешком из деревень Боровой, Мокиной, Буньковой, Рудной и Михалево. Это от 3 до 12 км. Хотели организовать общежитие на холодные дни, но не нашли подходящего помещения. Директор школы Германов Б.П. отметил, что «…за последнее время снизилась трудовая дисциплина, занятия начинаются поздно, дежурство нарушается.

Решили: 1.Занятия начинать ровно в 8 часов.

                2.Дежурному учителю приходить в школу за полчаса до занятий и докладывать директору о готовности школы. Перед началом работы предметникам предоставлять рабочие планы на проверку, классным руководителям – планы воспитательной работы.

Приехав с инспекторской проверкой в школу зав. РОНО Васильева Н.В. отметила: «В условиях отечественной войны учитель должен быть требовательным ко всем и во всех отношениях быть вежливым, культурным, дисциплинированным. В классе у учителя должен быть исключительный порядок. Всем учителям необходимо сплотиться в крепкий коллектив, необходимо повысить процент успеваемости и качество обучения. Каждый учитель должен стоять за честь класса и школы».

  В это трудное время в школе работали кружки

-хоровой – вела Узянова А.В.

-драматический – Германов Б.П.

-литературный – Денисова А.Д.

-физкультурный – Волкова К.Л.

-политический – Германов Б.П.,

работала пионерская и комсомольская организации, правда не на должном уровне, создавались тимуровские отряды для помощи семьям военнослужащим, выпускали стенгазеты. Ребята сами писали заметки, решили «…газету выпускать как можно чаще».

Вторая четверть 1942-1943 года закончилась 31 декабря, все каникулы ребята ходили в школу отдыхать. Вот план работы на зимние каникулы:

1 января – работа драматического кружка,

2 января – ёлки,

3 января – выходной,

4 января – лыжная подготовка, соревнование по лыжам,

5 января – кросс,

6 января – день для составления планов,

7 января – массовые игры,

8 января – военная игра,

9 января – выходной,

10 января – начало занятий.

Летом ученики и учителя работали в колхозах и на пришкольном участке. Созданы были 4 бригады: 2 бригады работали в колхозе «Имени Сталина»  и 2 – в колхозе «Будёновец». Ответственная по колхозу «Им. Сталина» по звену мальчиков Устинова Е.А., по звену девочек – Потапова М.В.(3-4 класс). По старшим классам за работу отвечают Углова К.П. и Голубчикова Т.И.  По колхозу «Будёновец» за звено мальчиков (3-4кл.) отвечает Волкова К.Л., а за звено девочек – Узянова А.В. Старшие классы – Майорская А.М. – звено мальчиков, Щекалёва – звено девочек .Работали дети с третьего класса ,жали овёс, ячмень, рожь, копали картофель, заготавливали сено, вели работу с населением. Начальные классы в колхозном поле собирали колоски.

 

Приказ по РОНО от 31 июня 1943 года: «…  рабочий день устанавливается учителям с 8 часов утра до 19 часов 30 минут вечера, перерыв на обед с 12 часов до 14 часов 30 минут; техническому персоналу с 7 часов утра до 10 вечера, перерыв на обед с 14 до 16 часов. На работу нужно приходить за 30 минут для получения разнарядки. Учителям предоставляется отпуск на 5-7 дней по очереди. До 1 сентября каждому учителю сдать по 10 кг лексырья. Невыполнение распоряжения считать как срыв фронтового задания». На педсоветах ставили вопросы не только учебно-воспитательной работы, но и хозяйственные.

Июль 1943 года. Решение педсовета.

«2. Всему пед. коллективу и техническому персоналу включиться в полевые работы как на колхозных полях, так и на пришкольном участке.

3. Создать прочную производственную базу для горячих завтраков учащихся и пед. коллектива на весь учебный год.

4. Обеспечить животноводство школы грубыми кормами.

5. Добиться урожая зерновых с га 17 центнеров, картофеля – 150 ц, капусты180 ц, овощей – 120 ц с га.

6. Всему пед. коллективу включиться на сбор лексырья для фронта, а также продовольственных растений в количестве 7 центнеров в фонд РККА.

7. Организовать сбор чёрных и цветных металлов».

Учебный год 1943-1944 года начался в середине октября. 13 октября только ещё заслушивали на педсовете директора по вопросу готовности школы к новому учебному году. «Школьных принадлежностей мало, один учебник на двоих, ручками чернильницами, перьями обеспечены все. Тетрадей мало, необходимо собрать старые журналы и газеты, будем писать на свободном месте. Выделен керосин учителям для подготовки к урокам».

Также на педсовете решили вызвать на соревнование Невьянскую школу, а лучшему классу по итогам четверти вручать переходящее красное знамя.

Приказ №28 от 31 декабря 1943 7ода по Голубковской НСШ.

В дни Великой Отечественной войны учителя нашей школы с большим энтузиазмом помогают громить ненавистного врага – немецкий фашизм – отличной отметкой, повседневной упорной работой по воспитанию будущих кадров, которые встанут на смену павшим геройской смертью, сражаясь за счастье и радость народа, сражаясь за независимость нашей Родины. Подводя итоги 1 полугодия, мы видим, что школа добилась успеваемости 84%

1. За хорошую дисциплину и успеваемость передать переходящее красное знамя 1классу, а классного руководителя Волкову К.Л. премировать 100 рублями.

2. За хорошую дисциплину и успеваемость в классе оставить переходящее красное знамя за 7б классом. Классного руководителя и преподавателя русского языка, добившегося высокой успеваемости в классе, Денисову  А.Д. премировать 100 рублями.

3. За повседневную работу по повышению успеваемости, за работу с отстающими преподавателя математики Майорскую А.М. премировать 75 рублями.

4. За повседневную работу по повышению успеваемости класса классного руководителя 4 класса Потапову М.В. премировать 75 рублями.

5. Узяновой А.В., Угловой К.П., Агапитову Я.П., Голубчиковой Т.И. выношу благодарность.

6. Отмечаю хорошую работу учителей Черемных М.И., Устинову Е.А., Шестовских Т.И.

7. За создание чистоты и уюта в школе техничек Никулину А., Ускову Е. премировать по 50 рублей каждую.

8. За образцово поставленную работу школьного хозяйства завхоза Черемных М.И. премировать 100 рублями.

                                           Директор школы Германов.

Подводя предварительные итоги соревнования учителя отметили:

«У нас нет дежурства по школе. Хороший опыт дежурства в Невьянской школе, должны перенять и передачу дежурства. У нас хуже обстоит дело и с  взаимопосещаемостью уроков. В Невьянске это хорошо налажено, каждый свободный урок учитель посещает урок своего товарища, анализирует его… А вот работа КМО у нас ведётся лучше, но нужно изменить её. Тот учитель, который даёт открытый урок, должен делать доклад на ту тему, которую показал на уроке… Чтобы дать хороший урок, учитель должен быть изобретательным». Но 25 января вышел приказ №52 Наркомпроса прекратить практику социалистического соревнования ученика с учеником и учителя с учителем, соревнование было прекращено.

В новом учебном году был введён новый учебный предмет – военное дело в начальной школе, во внеклассной работе добавились кружки – рукодельный – вела Денисова А.Д., занимательной физики и математики – вела Голубчикова Т.И. Решили вовлечь учащихся в спортивное общество «Смена», избрать совет общества.

Успеваемость в школе оставалась низкой, много пропусков, большой отсев. По Алапаевскому району выбыло 875 человек, по неуважительной причине – 525. Вот один из примеров данной ситуации в Голубковской школе(1943год): 4 класс, классный руководитель Волкова Клавдия Лазаревна, на 1 сентября 28 учащихся, за год выбыло 7 человек, 3 из-за отсутствия одежды и обуви, 3 ушли на производство, 1 выбыл по болезни. 5 класс. Майорская А.М. По списку 45 человек, выбыло 21, на работу 11 учащихся, 3 по болезни, 2 перешли в другую школу, 5 из-за отсутствия одежды и обуви. Процент успеваемости колебался от 76% до 96%. Всего по школе выбыло 70 учащихся. Чтобы помочь детям в посещаемости школы решено было «…пошить шубейки из обрезков от овчин», обрезки собирали по всему селу. Часть учащихся переведена на домашнее обучение. Руководство школы добивалось от торгующих организаций обеспечить детей одеждой и обувью, также решено было выделить специального человека по починке обуви, организован сбор вещей остро нуждающимся. Важным был вопрос и о горячем питании.

В январе 1944года вышел приказ Наркомпроса «О введении цифровой пятибалльной системы в школе». Этот приказ обсудили на педсовете, обсудили и передовую статью в газете «Правда» «Точно и чётко оценивать знания учащихся». Пятибальную систему оценки знаний учащихся было решено ввести с 19 января.

1943-1944год начинали 215 человек, переведены 105, остались на второй год – 24, остались на осень – 8, экзамены сдали на « отлично» - 2, на «хорошо» -13, «удовлетворительно» -44, «неудовлетворительно» - 12. Аттестаты выдали с отличным поведением в 7а -10 учащимся, в 7б – 9 учащимся. С лета 1944 года сменился директор школы, им стала Углова К.П. Она  поставила задачу перед коллективом повышения успеваемости и качества знаний. Осенью 1944 года в первый класс пришло семилеток – 24 ученика, восьмилеток – 33 ученика. Приняли нового завхоза (освобождённый, до этого обязанности завхоза выполнял учитель) с зарплатой 150 рублей и 2 пуда картошки. За пользование школьной лошадью платить за подвоз сена – 15 рублей, дров – 10 рублей. Ученики обеспечиваются горячими завтраками, цена 50 копеек. Повар зарплату получает как техничка, поваром стала Новосёлова М.Г.

На педсоветах регулярно заслушивали отчёты учителей об учебно – воспитательной работе, выступали все, за промахи критиковали жёстко, отмечали и положительные моменты. Каждый год проводили семинары(КМО), на которых присутствовали учителя Мокинской, Гаранинской,  Михалёвской, Невьянской школ. В апреле 1944 года такой семинар прошёл в Голубковской НСШ, открытые уроки были в 4классе – русский язык, в 5 классе – арифметика, в 1 классе – арифметика, в 5 классе проведено внеклассное мероприятие «О жизни великих людей». Обсуждались и вопросы будущего школы, образования, изменения программ.  «Программы меняются. Учебные планы по 1-3 классам сокращаются, увеличивается программа по русскому языку, в 4 классе будет введено чистописание. история будет перенесена в 5 класс. В 4 классе будет введён иностранный язык, в 7 классе не будет уроков Конституции СССР». (март 1944года).

 

К концу войны (1944 год) встал вопрос о подготовке учительских кадров: «По Свердловской области есть учителя, которые не должны быть допущены к школе (малограмотны). Есть приказ Наркомпроса о том, что каждый учитель должен окончить соответствующее учебное заведение». В каникулы каждый  учитель должен пройти 3-х дневный семинар, выбрать тему по самообразованию. В 1945 году по успеваемости ситуация улучшилась, в классах она достигла 91%, но с посещаемостью и отсевом ничего не изменилось. В селе почти не осталось мужчин и мальчики заменили их. В это трудное время не забывали и о праздниках. Отмечали 1-е Мая, день Октябрьской революции, 23 февраля. Вот один пример. 31 октября 1944 года. Постановили: « 6 ноября – торжественное заседание, 7 ноября – с 10 часов утра торжественный утренник: постановка, песни, обеда не будет, а дети отпразднуют в колхозах. За подготовку художественной части в классах отвечают классные руководители. За художественную часть ответственная Волкова К.Л., за проведение утренника – Агапитов Я.П. 8 ноября силами учителей в клубе платный концерт».

Обсуждая итоги 1 четверти 1945 года директор школы Углова К.П. отметила: « …посетила уроки всех учителей, дисциплина хорошая, планы у всех есть, но учитель ботаники рассказывает в рамках учебника, нужно детям давать больше. Мы сейчас живём в условиях мирного времени, больше возможности улучшить работу. Отсева нет, но скоро зима, а многие ребята разуты и раздеты».

На конец 1945года в школе201 человек, из них 53 не успевают. успеваемость по-прежнему оставалась низкой. В 7 классе 23 ученика – 9 не успевают – большинство испугались, что не смогут закончить  школу, т.к. в 6 классе учились не регулярно, была война, приходилось работать. 1 класс вёл Денисов И.Ф.(32 ученика), отмечено, что его класс «…самый уютный уголок в школе. Ни одного урока не прошло без наглядности. Учитель добросовестно работает сам и передаёт свои знания детям, трудовые навыки коллегам». «Воспитательная работа велась на более высоком уровне, чем в прошлом году, Планы у всех составлены на неделю и на месяц, отмечаются все красные даты и памятные дни. Лучшая воспитательная работа у Москвиной и Волковой, которые кроме этого провели читательские конференции и литературные вечера».

Новый 1946 – 1947 учебный год начали по новым программам, но учебников новых не было, поэтому особое внимание уделялось составлению календарных планов. Планы должны быть готовы к 1 сентября. Хозяйственные вопросы по-прежнему занимали определённое место. На педсовете 20 ноября 1946 года распределяли урожай с пришкольного участка. « Поступило  17 центнеров овса,

                            30 пудов ячменя,

                             7 пудов пшеницы,

                          500 пудов картофеля.

За пахоту отдали ячменя 300 кг, колхозу «Им. Сталина» 300 кг, на муку500кг пшеницы, за побелку Усковой 8 кг овса. На каждый расход есть документ. Картофель 8т оставили на посев и на горячие завтраки, дали взаймы колхозу «Сталина» 200кг, учителям по ведомости на трудодни, колхозу «Сталина» за керосин. Всё записано в книге расходов. На семена засыпали 3ц пшеницы, 2ц ячменя и овса, 1ц пшеницы размололи для угощения детей на ёлке, расплатиться с долгами за лошадь, остальное продать по 30 рублей за кг. За эксплуатацию лошади брать по 2рубля 50 копеек в один конец».

В 1948 году ситуация несколько изменилась, санитарное состояние школы улучшилось, снизился отсев, лучше стала дисциплина.

Приказ по Голубковской семилетней школе.

«В результате итогов учебного года по начальной школе отмечаю хорошую работу по осуществлению всеобуча во 2, 3, 4классах учителям Денисовым, Голубчиковой, Кудрявцевой, которые за весь год не допустили ни  одного отсева учащихся, одновременно отмечаю плохую работу учителя 1 класса по осуществлению всеобуча и успеваемости, допустившей 12 человек второгодников.

                                             Директор школы Углова К.П.».

Но материальное положение семей оставалось плохим, не хватало одежды и обуви для детей. Некоторые ходили по домам вместе с матерью и просили милостыню.

Зимы были холодными. Детям не хватало одежды и обуви, да и в школах было холодно. Порой полы не мыли по 2 недели - вода застывала. Занятия в школе начинались с опозданием, ждали когда все придут.

В начальной школе было тепло, а в семилетней холодно, ученики сидели в пальто. Школа была старая, печи не отремонтированы, да и дров заготовили мало. Вызывали нарекания учителей причёски  старшеклассников «…мальчики ходят лохматые и девочки тоже. Старшие девочки наделали такие завитушки, каких нет и у учителей». Было принято решение мальчикам не разрешать отращивать волосы и носить причёски. «Мальчикам стричь волосы нагладко не длиннее 1см, а девочкам заплетать волосы в косы, исключение учащимся 7 класса, если мальчики будут носить опрятные причёски».

С назначением на должность директора школы Денисова И.Ф. ситуация в школе значительно улучшилась, повысилась дисциплина, не стало отсева учащихся, улучшилось санитарное состояние школы, повысились требования к техническому персоналу. В 1950 году построена новая школа.

Родителей и учителей волновал вопрос низкой успеваемости учащихся. Директор школы Агапитов Я.П. отметил, что по школе успевает 153 ученика, а не успевает 39 и только 10 ударников и отличников. «Со стороны школы все условия созданы: произведён ремонт, дровами школа обеспечена, полностью обеспечена наглядными пособиями, бумагой, только недостаточно книг немецкого языка. Причинами низкой успеваемости учащихся является их неподготовленность к урокам, опоздания и прогулы. Родители загружают детей не тем, чем надо». (апрель 1952года). Родители на собрании отметили, что «…нужно самим работать со своими детьми, меньше давать вечером гулять, дети выражаются нецензурными словами. И ещё , замечание учителям: ученики приходят в школу, а школа закрыта, ученики стоят и мёрзнут. Нужно положение исправить, чтоб дети не стояли у школы и не мёрзли». Решено было заинтересовать учеников материально, за успехи в обучении давали денежные премии. Так за 2 четверть 1952года получили премию в размере115 рублей31 копейку за счёт школы

1кл. – Шестовских Людмила, Голубчикова Фрося,Хочу такой сайт

2кл. – Новосёлова Люба, Наумов Василий,

3кл. Герасимова Клавдия,

4кл. – Агапитова Н., Новосёлова Г-1,

7кл. – Шестовских Н. Маслова Н., Ялунина М.,

За безупречный добросовестный труд и честное отношение к работе заведующим РОНО Сенькиным вынесена благодарность Новосёловой М.Н., Агапитовой А.Т., а приказом по школе объявлена благодарность Буньковой А.П., Пономарёвой А.А. и техническим работникам Усковой Е.Г. и Герасимовой А.С.

В январе 1953 года на собрании учителей и родителей обсуждался вопрос о политехническом обучении в средней общеобразовательной школе. Доклад делал директор школы Агапитов Я.П. «В директивах 19 съезда КПСС по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955г. развёрнута грандиозная программа работ. В области народного образования съезд дал директиву перейти от семилетнего образования к среднему. Средняя общеобразовательная школа должна стать политехнической». Уже через 2 года подобный вопрос возник снова. Директор сообщил о необходимости постройки в Голубковском новой школы на 280 мест. Родительское собрание решило: «Просить районные и областные организации о постройке в Голубковском средней школы». (15 марта 1955г.) Однако строительство школы задержалось, решение принято, а средств на строительство не отпущено. Решили просить область «отпустить средства на строительство нового стандартного здания». К концу 1957 года школу всё ещё не строили. Прошение подано в обком партии и Министерство РСФСР.

Важнейшей реформой 1958-64годов стала реформа системы народного образования. За весь послевоенный период система управления школой практически не менялась. Выпускники неохотно шли на производство, не были готовы к работе на заводах и в колхозах. До 1958 года шли дискуссии о том, как на практике приблизить школу к жизни. Наконец, в 1958 году был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. После получения всеобщего обязательного восьмилетнего образования молодёжь должна была «включаться в посильный общественно – полезный труд», и всё дальнейшее обучение связывать с производительным трудом в народном хозяйстве. С самого начала осуществление реформы натолкнулось на многочисленные трудности. Материально-техническая база школы оказалась не подготовленной к решению данной задачи.

С 1 сентября 1961 года наша школа стала восьмилетней. Места в  школе

 катастрофически не хватало, а количество учащихся увеличивалось. В 1963 году в школе было уже 276 учеников, обучение велось в 3-х школьных зданиях, 2 из которых были старые, довоенные.

- в 1 кл.-27 учащихся,                -6а- кл-22 уч.

-2кл.-24 ученика,                       -6б-кл-26 уч.

-3кл.- 18 уч.                               -7а-кл.-26 уч.

-4кл.-27 уч.                                -7б-кл.-26 уч.

-5а-кл.-20 уч.                             -8 кл.-33 уч.

-5б-кл.-27 уч.

14 апреля 1965 года создаётся строительная бригада для постройки пристроя к школе во главе с бригадиром  Новосёловым Дмитрием Семёновичем.

«3. Зарплата  по выполненным работам производится согласно сметы и по нарядам, составленным бригадиром и утверждённым техником строителем  Алапаевского  райисполкома…

4. Обязать бригадира строительной бригады  тов. Новосёлова Д.С. и  всех членов бригады выполнить все работы согласно сметы высокого качества».

               (Из приказа от 14 апреля 1965 года).

С 1 января этого же  года  в школе организуется группа продлённого дня в количестве 30 человек. Дети обеспечивались разовым питанием из расчёта 20 копеек на человека. Обед детей будет организован через столовую сельпо, но продукты будут отпускаться из совхоза по их себестоимости. Воспитателями назначены  учителя Суинова Диляра Георгиевна и Губина Галина Ивановна, которые будут работать 3дня в неделю по 4 часа. Работу группа начала 1 февраля. Список детей на первую группу в истории школы:

-5а класс – Голубчикова Людмила, Лазарева Валентина, Мезенин Александр, Чащин Николай.

-5б класс – Окулов Сергей, Мокина Анна, Борисов Виктор,

-6 класс – Агапитов Александр, Бунькова Екатерина, Васенёв Виктор, Загумённых Владимир, Загумённых Леонид, Павленко Надежда, Устинов Николай.

-7 класс – Наумов Виктор, Новосёлова Надежда, Анисимова Вера, Шестовских Пётр, Киселёв А. Суховых Александр, Буньков Василий, Устюгов Николай, Юдин  Михаил.

-8 класс – Барбасова М., Голубчикова М., Устинов Александр, Новосёлова Людмила, Шестовских Екатерина, Буньков Василий, Шестовских Александра.

В 1967 году в  школе начинает работать своя столовая.

Одной из основных проблем, которая стояла перед родителями и педколлективом, это проблема успеваемости. Родители были обеспокоены тем, что детей подвозят к школе либо рано, либо поздно, дети опаздывают на первый урок. «А что будет весной, когда разольётся река? Дети опять будт пропускать школу, нужен интернат». Интернат был открыт с сентября 1968 года. На должность повара была переведена Инишева Ирина Лаврентьевна, прачкой стала Устинова Евгения Яковлевна, воспитатель – Пильщикова Т.Т., ночные няни Устинова Ангелина и Удинцева Любовь Павловна (с 9ч. вечера и до 7 ч. утра). С октября назначается ещё один воспитатель – Козак  Валентина Владимировна. Кроме того назначено дежурство учителей предметников по 2 часа в день с8 часов до 10 вечера. Воспитатели требовали строгого выполнения норм поведения: без разрешения из интерната  не уходить, в интернате ходить в сменной обуви и домашней одежде, школьную форму аккуратно вешать на плечики, по утрам делать зарядку. Повысились требования и к персоналу:  завхоз должен менять постельное бельё  через 10 дней, воспитатели организовать досуг детей, составить план воспитательной  работы, следить за санитарным состоянием комнат, оказывать помощь в подготовке домашних заданий, поварам – улучшить  качество приготовляемой пищи, разнообразить  меню.

 Анализируя итоги  третьей  четверти 1968-1969 уч. года директор заметил: «Наши недочёты и пробелы являются результатом невнимательного несистематического контроля за процессом воспитания и обучения. Сейчас нужны большие усилия со стороны педколлектива и воспитателей интерната чтобы улучшить работу школы вцелом».

С осени  1968 года начался переход к среднему образованию, в 9 класс было набрано27 человек ( Решение Исполкома Алапаевского районного совета депутатов трудящихся за № 102 от 13 марта 1968 года).  В1968 году в школе обучается 329 учащихся.

Летом 1969 года в школе начинает работу летняя оздоровительная площадка, а с осени вводится должность организатора внеклассной воспитательной работы. Им стала Пепеляева Н.А. Педколлектив всерьёз занялся проблемой повышения успеваемости и качества знаний. Он пополнился молодыми специалистами, имеющими высшее образование. Молодой задор, стремление дать детям знания смогли изменить ситуацию к лучшему. Результаты сказались уже в  первое полугодие, «…оживилась внеклассная работа, проводились пионерские сборы, оформлены классные уголки, работал лекторий для учащихся.Несколько возросло отношение учащихся к своему учебному труду, 5а и 5б классы добились 100% успеваемости, но в работе коллектива есть и существенные недостатки: не добились повышения качества знаний, урок не стал воспитательным…» (из приказа по школе).

Бусыгин В.Г.:»Очень низкое качество знаний в нашей школе влечёт за собой малое количество поступивших в учебные заведения… Для повышения качества знаний необходимо создать кабинеты и использовать больше наглядности и ТСО».

Косолапова Т.А.:»Нет твёрдо установленных единых требований к учащимся. Это очень мешает обучению. Нужно, чтобы учителя болели за оценку».

Косолапов В.А.»Двойки мы ставим себе за плохую воспитательную работу. Необходимо повышать авторитет оценки при  помощи улучшения воспитания».

Педколлектив пошёл по пути  привития интереса  к учебной деятельности. В этом помогли предметные кружки, работа предметных секций, обмен опытом, применение технических средств.

На производственном совещании было отмечено, что ситуация изменилась к лучшему, работали предметные секции и кружки, организована взаимопосещаемость учителей. На секциях обсуждались актуальные вопросы образования, обменивались опытом работы, всем учителям были предоставлены дни для самообразования. Однако звучали нарекания в адрес совхоза: «Учителя не имеют хорошей жилплощади, например, Краюхины и Бусыгины, а квартира Ходоревой Н.М. нуждается в ремонте, сельский совет не произвёл ремонта вверенного ему дома. Работники школы активно участвовали  в субботниках и воскресниках, оказывали помощь совхозу в посадке и уборке урожая, заготовке кормов»

« В школе много молодых учителей, можно было организовать много интересного, создать художественную самодеятельность. В начале работа шла хорошо, но когда уехал работник клуба, занятия прекратились».

Косолапов В.А.: « Надо сделать так , чтобы все учителя жили в благоустроенных квартирах. Более остро стоит вопрос о питании учителей. необходимо, чтобы совхоз обеспечивал, хотя бы частично, продуктами питания. Вопрос в отношении газовых плит решать более основательно».

С 1971 года вводится кабинетная система, но кабинетов только три – химико-биологический, физики и НВП.

Наполняемость классов большая, от 25 до 30 человек, начиная с 4 класса по 2 параллели. В 70-ые годы в школе от 350 до 380 человек.(1970-387 учащихся, в1973году 358).

В сентябре 1974 года директор школы Косолапов В.А. довёл до сведения коллектива постановление бюро  РК КПСС и исполкома райсовета о задании школе по уборке картофеля. На педсовете постановили:

«1. В целях организованной уборки картофеля из состава учащихся 5-10 классов  создать пионерские и комсомольские звенья и организовать между ними социалистическое соревнование».

Ежегодно школьники в сентябре месяце работали на полях совхоза убирая картофель и другие корнеплоды. Летом учащиеся проходили производственную практику  в совхозе «Голубковский». С этой  целью была создана производственная бригада из учащихся 9-х классов в количестве 24 человек на 22 дня с «лагерным проживанием в школьном интернате». Руководителем спортивно-трудового лагеря назначен Губин Ю.П. – военрук школы, руководитель спортивной работы – Новосёлов М.П. «Обеспечение техникой, работой  и питанием возлагается на руководство совхоза».

Сохранились данные о работе производственной бригады лета 1981 года. Бригадиром был ученик 10 класса Шестовских Сергей. Ребята работали:  1. На заготовке сена – 5 человек 27 смен. Заготовили 50 тонн сена ( Шашин Николай, Шестовских Сергей и др.).

2. Силосование, заготовили 600 тонн, 65смен, 10 человек: Ходорев Сергей, Пятыгин Александр, Шестовских Виктор, Удинцев Александр, Чащин Владимир,  Загумённых…

3. Производство витаминной муки – 100тонн, 11смен, 3 человека: Олейников, Фирсов Андрей, Фирсов Николай.

4. Пастухи, 7 человек, 51 смена Лазарев Аркадий, Шашин Анатолий и др

5. Доярки, 4 девочки: Казакова Галина, Удинцева Галина, Русакова Надежда, Устинова.

6. Уборка картофеля, 22 га. Урожайность 190ц с га.

7. Корнеплоды        пропололи 22га,

                                  убрали с 20 га, урожайность 120ц с га – 240 тонн.

Был создан совет по профориентации, в который вошли Косолапов В.А. – директор школы, Шестовских А.Е. – директор совхоза, Инишева Л.Г. – организатор внеклассной и внешкольной работы, Шестовских Сергей – бригадир производственной бригады, Голубчикова Тамара – комсорг, Ялунин А, П. – специалист совхоза, Новосёлов Пётр – заместитель бригадира ученической производственной бригады.

В1975 году школа полностью перешла на кабинетную систему. Кроме уже действующих кабинетов создаются 2 кабинета математики, 2 кабинета русского языка, кабинет литературы, географии, химии. В этом же году вводится производственное обучение. Завучем по производственному обучению назначается Губина Г.В. Мальчики помимо аттестата о среднем образовании получают права тракториста-машиниста 3 класса, а девочки – мастера машинного доения. Практику проходили в совхозе «Голубковский». Девушки часто заменяли на работе доярок.

Ребята участвовали в районных конкурсах трактористов и доярок и занимали  призовые места, бригадиры производственных бригад выезжали в г. Свердловск на курсы( 1976 год – Ряпосова Наташа и Шестовских Люба).  Преподавателем по животноводству назначена  Шестовских Зоя Александровна, инструктором по вождению – Шестовских Егор Иванович.

В честь 30-летия Победы над фашистской Германией  в селе заложен парк Победы. В закладке парка принимали  участие  рабочие совхоза и учащиеся школы. Ребята поливали молодые деревца, проводили весеннюю обрезку деревьев и каждую весну производят очистку парка.

                  

В январе 1976 года в школе проводилась фронтальная  инспекторская проверка, в которой участвовали  Зав. Алапаевским РОНО Шмаков Г.П., председатель Райкома профсоюза  Корягина Т.К., инспектора Балакина Т.С. и Калинина Л.Б., методисты Доронина М.И., Топоркова Н.А. В период с 13 по 15 января школа была проверена бригадой  в составе 15 человек.

В результате проверки  обнаружились некоторые недостатки  в работе пионерской и комсомольской организации и некоторых учителей. Но вцелом  было отмечено: «… школа изменилась во многом к лучшему по всем показателям. Школа получила качественное развитие, есть все условия для более успешной работы» В заключении Шмаков Г.П. сказал: «Мы вступили в 10 пятилетку – пятилетку качества, значит нужно приложить все свои знания и усилия, улучшить свой подход к ведению уроков, чтобы значительно повысить качество обучения и знаний учащихся».

Приказ № 89 от 1 октября 1977года.

В честь дня учителя за достигнутые успехи в деле обучения и воспитания школьников объявить благодарность  Вебер Марии Готлибовне, Косолаповой Тамаре Андреевне, за успехи в деле производственного обучения объявить благодарность Губиной  Галине Валентиновне.

                                  Директор школы Косолапов В.А.

В 1978 году начато строительство новой типовой школы. Школа строилась хозяйственным способом за счёт средств совхоза поэтому строительство затянулось. На родительском собрании стоял вопрос  о пуске новой школы (28. 04.82года), новый директор Бунькова Галина Викторовна сказала: « Строительство идёт медленно. Сейчас осталась половая доска и стекло. Каждый родитель должен отработать по 2 часа на строительстве школы». В новую школу въехали в1983 году. Недоделки пришлось устранять в процессе работы школы. В том же году стал действовать класс механизации, построили тракторный гараж.

    

                   

Первый выпуск новой школы

 

В 1988 году открылся класс шестилеток. Первым их учителем стала Загайнова Людмила Валентиновна. Занятия с шестилетками проходили в детском саду. В следующем году начали строить теплицу. Сейчас теплица  даёт богатый урожай помидор и огурцов, весной выращиваем рассаду капусты и продаём населению. Занимается этой трудной работой  наша бывшая выпускница, а сейчас учитель физики Щербакова Татьяна Александровна.

В 1993-94 учебном году введены новые учебные предметы: ОБЖ. сторона моя родная – 6-8 классы, наш дом – 5-8кл.,фольклор Урала -3кл., народные промыслы 2-4 кл., речь и культура общения 1-4 кл. Школа работает в одну смену, бесплатное питание на сумму 400 рублей, в школе пятидневная рабочая неделя.  Сельский Совет стал муниципальным учреждением, школа перешла в собственность учредителя (здание, мебель и другое имущество).

В 1998 году открылся компьюторный класс, вскоре они были заменены на более современные.

  С 14 августа 2000 года Голубковская общеобразовательная средняя школа именуется как Муниципальное образовательное учреждение «Голубковская общеобразовательная средняя школа».

С 9 ноября 2001 года школа именуется  как  Муниципальное общеобразовательное учреждение «Голубковская средняя общеобразовательная школа».

  

Подводя итоги 1998-99 учебного года, завуч школы Бунькова Г.В.дала анализ работы школы за последние 3года. « Из 209 учащихся  64 ученика окончили школу на «4»и «5» из них 2 отличника: Балакина Аня (1кл.) и Мокина Лена (7а кл.), 13 неуспевающих из них 4 оставлены на второй год. В 1997 году успеваемость составила 90%, в1998 – 93%, 1999 – 94%, соответственно вырос и % повышенных оценок (28-32-33%), число неуспевающих сократилось (10-7-5%).

В 1999-2000 учебном году 62%учащихся 1 класса занимаются на повышенные оценки, кл. руководитель Загайнова Л.В. качество знаний составило 50% во втором классе, 64% - в третьем,  кл. руководитель Устинова Л.С.,  64% - В5а, 53% - в 6 кл., кл. руководитель Щербакова Т.А. Результаты областных контрольных работ показали, что учащиеся владеют знаниями на уровне от 64 до 100%, понимают материал от 33 до 95% в зависимости от предмета. Применение знаний находится на уровне от 30 до 75%. Анализ работы показал, что не ликвидируются противоречия 1996-97 года. Следует перейти от накопительного принципа обучения к формированию системного мышления, от формального контроля за качеством усвоения учащимися учебных программ к системе диагностики.

Анализ техники чтения показал, что несмотря на усилия педагогов, в пределах нормы не читают 32 человека, выше нормы читают 23 человека, норма – 5 человек (из 64 учеников). Не укладываются в норму чтения 11человек из 3б класса, где только 2 человека бегло и правильно читают. Во втором классе систематически используется метод жужжащего чтения на каждом уроке.

Всему педагогическому коллективу следует работать над составляющими образованности (предметной, деятельностно – коммуникативной, ценностно – ориентационной)

Самоанализ педагогов показал, что большая часть учебного времени во всех образовательных областях расходуется на формирование знаний, понимание изученного материала, а также применение полученных знаний в стандартной ситуации. Недостаточно предлагается заданий, требующих анализа, синтеза и оценки. Планирую работу на новый учебный год, педагоги хотят показать свою работу совместно с учащимися через открытые уроки, предметные недели, смотры знаний, нетрадиционные уроки, внеклассные занятия.  Индивидуально - личностный  подход в образовании предусматривает вариативность и разноуровневый подход в обучении, социальную защиту  выпускника путём предоставления ему качественного образования».

При анализе работы за 2003-2004 уч. год отмечена работа учителей начальных классов: Загайновой Л.В., кл. руководитель 2 кл., процент успешности 64, Аксёновой Н.П., кл. руководитель 3 кл., процент успешности 47, в основной школе Лапиной О.О. 6а кл., процент успешности 53. Пятыгиной Л.А., кл. руководитель10 кл.,процент успешности 57.

«Работа методических объединений проходила по теме «Личностно – ориентированный урок: теоретические и технологические аспекты его организации». Проведено 11 открытых уроков для коллег и родителей учащихся. Они показали осознание педагогами перехода от идеологии поиска ошибок и недостатков в работе учащихся к идеологии выделения факторов развития,  разработки технологии организации образовательного процесса».

В новых исторических условиях нужен и другой  ученик. «Сейчас не нужен ребёнок , который плывёт по течению. Он должен знать какие унего способности и потребности. Наша задача помочь ребёнку стать тем, кем он хочет, помочь раскрыть его способности. Уже с 1-го класса нужно с ребенком  беседовать, кем он станет в жизни». – отметила на родительском собрании  Мокина Л.П.

Однако в школе отмечались и некоторые проблемы: слаба материальная база, недостаточно хорошо работает школьная столовая, медицинский осмотр школьников показал, что много детей с плоскостопием, искривлением позвоночника.  Эти дети должны заниматься отдельно, в спецгруппах. Врачам предложено разработать комплекс упражнений для этих детей. Неважно шли дела по лыжной подготовке, не хватало лыж, лыжную подготовку заменяли кроссом, лыж нельзя было купить в магазине за наличный расчёт.

В школьной столовой однообразное меню. Предложено совхозу «Голубковский» отпустить мясо и молоко для столовой. Необходимо укомплектовать столовую недостающим технологическим оборудованием, написали письмо председателю райпотребсоюза, обратились за помощью в исполком районного совета. Оборудование было получено. Кроме того совхоз выделил землю для посадки овощей. Меню значительно улучшилось, расширился ассортимент блюд.

В 2007 году заложен фруктовый сад.

В 2008-2009 учебном году в школе 140 учащихся, 24 учителя, из них 3 имеют высшую категорию, 8 учителей – первую.

Со 2 сентября 2011 года изменён тип образовательного учреждения и школа именуется как муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Голубковская СОШ».

     

В настоящее время наша школа, как и все образовательные учреждения, переживает трудное время. Не хватает бюджетных средств, откладывается капитальный ремонт здания, необходимо обновить компьюторный класс, кабинет технологии,

Но школа выживает и движется вперёд. Вводится новая  образовательная программа, каждый кабинет получил компьютеры.

Произошли изменения и в педагогическом коллективе. Ушли на заслуженный отдых учителя - стажисты, пришли молодые кадры – Балакина О.Н., Новосёлов И.П., Пятыгина Н.С., Загумённых Н.М., Голубчикова Е.С., Говорченко Ю.А. – наши выпускники.

С 1 сентября 2015 года директором школы назначена учитель химии, заместитель директора по воспитательной работе, учитель высшей категории, наша выпускница Мокина Лилия Петровна. За 155 лет существования школы в Голубковском по неполным данным в школе проработало 261 учитель, 15 директоров, более 50 хоз. работников, 84 технички, 14 поваров, 11 делопроизводителей.

За последние 30 лет школу закончили 346 человек, получили высшее образование  102 ученика, а среднее специальное – 195, выпускники овладели 54 профессиями.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».